Что такое Directx?

DirectX — что это такое и зачем он нужен

DirectX — что такое, для чего он используется? Такие вопросы нередко возникают у компьютерных владельцев, когда-либо устанавливающих видеоигры. Ведь в процессе программа нередко спрашивает, нужно ли дополнительно загрузить и эту вещь. Разберемся с этими вопросами.

Подробности

Директ Икс — набор инструкций (библиотек, функций), позволяющих компьютеру наиболее эффективно наладить связь с техническим оснащением (по-простому — с «железом»). Причем это относится не только к видеокарте и графике в целом, как многим могло показаться. Например, модуль DirectInput отвечает за взаимодействие системы с устройствами ввода: клавиатурой, мышью, различными игровыми манипуляторами (джойстик, геймпад) и т. д.

Рекомендуем! InstallPack Стандартный
установщик
Официальный дистрибутив DirectX
Тихая установка без диалоговых окон
Рекомендации по установке необходимых программ
Пакетная установка нескольких программ

DirectX-for-pc.ru рекомендует InstallPack, с его помощью вы сможете быстро установить программы на компьютер, подробнее на сайте.

Существует огромное количество технических подробностей, но они будут интересны только продвинутым пользователям и программистам. В обыденности же ДиректХ можно назвать глобальным драйвером, хотя это не совсем корректно. Но опять же, нюансы здесь ни к чему.

Рядовой пользователь сталкивается с этим вот драйвером именно в играх. Их корректная работа — одна из причин, для чего нужен DirectX. Ведь без его наличия на компьютере при их открытии просто будут возникать всевозможные ошибки и ничего больше.

Совместимость

Пользователю в принципе даже не нужно разбираться, что это такое — DirectX. Достаточно скачать и установить его к себе на компьютер. Но тут есть важный момент нюанс — совместимость. Поговорим о нем более подробно. Во-первых, данный драйвер совместим только с операционной системой Windows. Более того, он создавался исключительно для нее. Во-вторых, разные его версии несовместимы с разными изданиями ОС.

Со вторым нюансом все довольно просто:

  • Только на Windows 10 имеется последняя версия ДиректХ (она нумеруется как двенадцатая). Она интегрирована в систему, поэтому не нуждается в отдельной установке.
  • На Виндовс 7 доступен только DirectX 11.
  • А в XP — девятая версия.

Но это еще не все, ведь вопрос совместимости не ограничивается выбором ОС. Сама по себе видеокарта может не поддерживать последнюю версию библиотеки. Правда, это относится только к старым графическим адаптерам. С новыми такой проблемы не возникнет. За подробностями обратитесь к следующей статье. В ней вы найдете несколько немаловажных нюансов.

Инсталляция

С функцией Директ Икс и вопросом совместимости на этом все. Теперь перейдем непосредственно к инсталляции. Повторимся, что на Windows 10 эта процедура не требуется. А вот на более старых версиях ОС ее пройти все же стоит. Порядок действий изложен в материале «DirectX — полный пакет» , настоятельно рекомендуем с ним ознакомиться.

Что такое DirectX, нужна ли эта программа и как она работает?

Многие слышали достаточно модное сейчас слово DirectX, скачивали этот файл, устанавливали и обновляли по запросу той или иной программы. Но вопросом зачем он нужен и какие у него функции, задавался далеко не каждый пользователь. Если программа требует эту утилиту, значит нужно ее поставить, без лишних размышлений.

Что это такое?

Широко применяется при создании компьютерных игр. Обновлённые версии часто включены в пакеты вместе с игровыми приложениями.

Простыми словами-это посредник между играми и видеокартой компьютера, который помогает реализовать всю вычислительную мощность ПК для визуализации графики и отрисовки ее элементов (тени, блики, вода и тому подобное).

Что делает программа, как она работает?

Программа представляет собой набор библиотек. То есть, если их не будет в системных файлах игры, то в первом случае игра запуститься, но никаких графических эффектов и улучшений отображать не будет. Во втором случае игра не откроется вовсе.

При запуске игры появляется ошибка «не найден d3dx9_42.dll», где цифры могут быть разными.

На лицензионной системе Windows минимально необходимый пакет файлов установлен по умолчанию. Различаться он будет по принципу какая операционная система установлена на устройстве.

Из этого следует- чем позже версия, тем более улучшенные и обновленные версии DirectX она поддерживает. Также этот фактор зависит от видеокарты.

Нужна ли?

Для разработчиков игр он просто необходим, потому что позволяет им создавать реалистичную графику. И так как у программы «игровая» специализация, она имеет инструменты, позволяющие обрабатывать данные, получаемые с устройств управления — с клавиатуры, мыши или игрового джойстика.

Но у рядового пользователя может возникнуть вопрос, если есть базовый набор файлов в операционной системе, то зачем устанавливать программу дополнительно? Суть в том, что для каждой игры создается отдельная библиотека эффектов, и в характеристиках вашей видеокарты указано, сколько версий DirectX она поддерживает.

Исходя из этого можно узнать пойдет у вас игра или нет. Невозможно уместить все библиотеки в базовом наборе, поэтому для каждого поколения игр есть свои дополнения directx, которые надо периодически устанавливать.

Какая версия лучше?

Все зависит от того, какую цель преследует пользователь. Для каждой версии операционной системы есть свои варианты DirectX. На Windows 7 не установиться версия файла 12, потому что она используются для более новых систем и игр, чьи требования в разы выше.

Некоторые проекты разработанные так, что могут использовать старые и новые файлы. В меню можно будет выбрать подходящий вам пункт.

Тогда можно сделать вывод, что в большинстве случаев нельзя выбрать, какой список библиотек использовать в своей операционной системе. Разработчики ОС Windows и производители графических ускорителей уже сделали это за пользователей.

Также не стоит устанавливать DirectX с новейшими дополнениями, если ваша система им не соответствует, та или иная игра все равно не пойдет, потому что видеокарта не распознает установленные компоненты. Для того, чтобы пользоваться возможностями свежего DX необходимо сменить видеокарту и (или) установить новую Windows.

Что такое DirectX

Любой, кто хотя бы немного интересовался компьютерными играми или трехмерной графикой слышал о DirectX. Но далеко не все понимают, что такое DirectX и зачем он нужен. Сейчас мы попробуем максимально детально рассказать о DirectX.

DirectX это набор инструментов и технологий от корпорации Microsoft, предназначенный для разработчиков программного обеспечения. В основном DirectX используется при разработке компьютерных игр и других программ, связанных с компьютерной графикой.

Если компьютерная игра или программа разработана с использованием DirectX, то для ее запуска на компьютере пользователя также должен быть установлен DirectX. Причем той версии, которую требует данная игра или программа. Чаще всего нужная версия DirectX идет в комплекте с программным обеспечением, которое ее использует. Но, иногда пользователям приходится вручную скачивать и устанавливать DirectX.

История DirectX началась осенью 1995 года. Тогда корпорация Microsoft выпустила первую версию DirectX. Первая версия еще не имела современного названия, ее называли просто Windows Game SDK. Данная разработка должна была стать альтернативой открытой графической библиотеке OpenGL, которая на тот момент уже существовала и была включена в состав операционной системы Windows NT.

С того времени DirectX очень активно развивается. Новые версии выходят с завидной регулярностью. С появлением игровой приставки Xbox DirectX 8 стал основной для Xbox API. На данный момент самой новой версией является DirectX 11.1. Данная версия DirectX поддерживается исключительно операционной системой Windows 8.

Для того чтобы узнать какая версия DirectX установленна на вашем компьютере нужно нажать комбинацию клавиш Windows + R и в открывшееся окно ввести команду DXDIAG.

После этого загрузится утилита под названием «Средство диагностики DirectX». С помощью данной программы вы сможете получить основную информацию о системе и версии DirectX.

Что такое DirectX?

Немного о DirectX

Пока в природе не существовало DirectX, большинство игровых программ для персональных компьютеров работали под управлением Ms Dos.
Чтобы запустить такие игры, пользователям приходилось бороться, в прямом смысле этого слова, с конфигурационными файлами системы, такими, как AUTOEXEC.BAT, CONFIG.SYS, и с настройками драйверов типа EMM386.EXE и т.д. лишь ради того, чтобы получить несколько дополнительных свободных байт из доступных 640Кб базовой памяти, даже если на компьютере установлено 16Мб оперативной памяти.

Жизнь разработчиков программного обеспечения была не сахар, потому что для преодоления ограничения в 640Кб приходилось использовать различные драйверы для каждой разновидности видеоадаптеров и звуковых карт.

С выходом в свет технологии компании Microsoft DirectX для Windows 95 все указанные выше проблемы становятся историей.

Теперь разработчики могут использовать аппаратно независимый интерфейс программирования, с помощью которого создаются новые игры, для участия в которых пользователю достаточно лишь вставить в устройство чтения компакт-диск с данными и наслаждаться игрой. Теперь писать игры и играть в них стало гораздо приятнее.

Но разработка игр с использованием DirectX остается все еще непростой задачей. Иногда все еще достаточно трудно найти грамотную документацию, и начинающие разработчики тратят много времени на поиск знаний о том, как использовать такие новшества, как DirectDraw, Z-буферы или DirectSound, а также многие другие сложные, но полезные инструменты.

Цель этой статьи — помочь разработчикам, использующим DirectX, несколькими советами, основанными на моем собственном опыте написания программ. Обычные пользователи смогут получить из этого обзора общее представление о том, что такое DirectX.

Что такое DirectX ?

DirectX представляет собой набор из нескольких API (application programming interface — интерфейс программирования приложений), позволяющих разработчикам игр и других интерактивных приложений получать доступ к специфическим функциям аппаратного обеспечения без необходимости написания аппаратнозависимого программного кода. DirectX основан на наборе интерфейсов COM или классов. COM расшифровывается, как Component Object Model (Компонентная Модель Объектов), и представляет собой спецификацию интерфейса, в котором функции вызываются через указатели. Таким образом, объекты COM могут описываться такими языками программирования, как C/C++, Delphi или даже Basic. Все примеры, ссылка на которые была выше, написаны на C++, т.к. я пользуюсь именно этим языком. Интерфейс COM используется не только в DirectX, но и на уровне операционной системы в качестве модели объектов и является сердцем одной из самой широко применяемой технологии — OLE (Objects Linking and Embedding — связывание и встраивание объектов).

Последняя версия DirectX имеет порядковый номер 5.0 и включает в себя следующие API:

  • DirectDraw — обеспечивает доступ к аппаратным средствам, отвечающим за изображение. Предлагается возможность работать с двумерной графикой и напрямую управлять видеопамятью, оверлеями и сменой видеостраниц.
  • DirectSound — как видно из названия, этот компонент обеспечивает аппаратнонезависимый интерфейс воспроизведения звука. DirectSound позволяет приложениям полностью использовать возможности аппаратных компонентов, обеспечивающих работу со звуком, например, микширование без временных задержек.
  • DirectInput — Обеспечивает аппаратнонезависимый ввод данных в систему в режиме реального времени. События, обрабатываемые DirectInput, формируются клавиатурой, мышкой и джойстиком.
  • DirectPlay — представляет собой независимый протокол для осуществления связи между компьютерами. Может применяться для многопользовательских игр, связь в которых осуществляется через Интернет, локальную сеть или прямое последовательное соединение с помощью кабеля. Интерфейс, именуемый DirectPlay Lobby, позволяет создавать онлайновые места встреч в интернете, попадая в которые множество людей могут объединяться и совместно участвовать в играх.
  • Direct3D — это подсистема создания трехмерных графических изображений. Состоит из API низкого уровня, который обеспечивает несколько базовых возможностей создания изображения, и API высокого уровня, который осуществляет комплекс операций, образующих изображение.

DirectX 5.0 SDK (Software Development Kit — Набор разработчика программ), доступен для загрузки с сайта Microsoft.

Справочник по DirectX для начинающих

Если Вы не являетесь разработчиком игровых программ, но Вам нравиться играть на персональном компьютере, Вы точно должны были слышать о DirectX. Почему?

Потому что DirectX широко используется в современном поколении компьютерных игр. Каждая игрушка, имеющая логотип «for Windows 95«, прежде, чем запуститься на Вашем компьютере, требует наличия установленного в системе DirectX. Вот почему DirectX это не просто «нечто для программистов», это принципиально необходимое нечто для игроков.

В тоже время если какая-то из таких современных игр установленна на Вашем компьютере, значит, DirectX тоже установлен, и Вы можете узнать об этом, обратив внимание на несколько новых файлов, которые появились в директории WindowsSystem, например DDRAW.DLL или DPLAY.DLL. Это компоненты DirectX, которые используются всеми играми, установленными в Вашей системе и работающими через интерфейс DirectX.

DirectX используется для обработки событий, которые должны совершаться в каждой игре, таких, как вывод изображения на экран или считывание входных данных с клавиатуры, мыши или джойстика.

С появлением все большего и большего числа игр, использующих DirectX, пользователи замечают некоторые отличия, например:

  • Улучшенные многопользовательские игры
    Причина, почему хороших многопользовательских игр не так много, в том, что они очень сложны в создании. DirectPlay делает создание таких игр менее болезненной проблемой и упрощает их установку. Вот почему мы вправе ожидать увеличения количества новых классных многопользовательских игр.
  • Завораживающие 3D-игры
    Вы знаете, почему трехмерные игры идут на Вашем компьютере так медленно? Причина в том, что изображение 3D-объектов на плоском экране требует огромного количества математических вычислений. Если эти вычисления осуществляются центральным процессором системы, то такие процессы обсчитываются слишком медленно, так как процессор выполняет еще и другие системные операции. Одним из решением этой проблемы является возложение задач по обработке трехмерных процессов на специальные 3D-видеоакселераторы.

Такие карты имеются в продаже, но многие игры не используют аппаратные возможности специализированных плат, потому что создатели игры должны написать соответствующий драйвер, а иногда бывает проблематично переписать заново целые фрагменты кода для того, чтобы использовать преимущества аппаратной обработки 3D. Компонент Direct3D, впервые включенный во вторую версию DirectX, обеспечивает стандарт на использование видеоадаптеров, обеспечивающих аппаратную 3D-акселлерацию, и его применение, несомненно, заставит трехмерные игрушки работать быстрее.

Кроме этого, Direct3D эмулирует программную реализацию 3D для компьютеров, не оснащенных аппаратной поддержкой обработки трехмерной графики.
Упрощенная установка программ
Игры, соответствующие спецификации DirectX, полностью используют возможности, предоставляемые интерфейсом Windows 95, и их установка также проста, как инсталляция Вашего любимого текстового процессора.

Это означает, что система больше не будет спрашивать Вас о том, какое прерывание использует звуковая карта или кто является изготовителем видеоадаптера.
Конечно, существует вероятность несовместимости вашего аппаратного обеспечения с драйверами DirectX, однако со временем этих проблем не станет, так как все современные компоненты компьютера поступают в продажу уже сертифицированными на соответствие стандарту DirectX.
Изображение в играх стало гораздо лучше
Большинство игр, написанных для DOS, используют низкое разрешение изображения, обычно 320×240. Это объясняется тем, что такое разрешение максимально для стандартных VGA-видеокарт, поддерживающих отображение только 256 цветов.
Для того, чтобы использовать более высокое, а следовательно, более качественное разрешение, такое, как 640×480 или 800×600, разработчикам необходимо писать игры, работающие с видеокартами стандарта Super VGA, а это означает увеличение объема работ.

DirectX поддерживает VGA и SVGA видеорежимы при 64К цветов (Hi-color) без дополнительных затрат ресурсов. С каждым днем производительность видеоадаптеров возрастает, следовательно, DirectX игры будут выглядеть все более реалистично и привлекательно.

Что такое DirectX

Любой, кто хотя бы немного интересовался компьютерными играми или трехмерной графикой слышал о DirectX. Но далеко не все понимают, что такое DirectX и зачем он нужен. Сейчас мы попробуем максимально детально рассказать о DirectX.

DirectX это набор инструментов и технологий от корпорации Microsoft, предназначенный для разработчиков программного обеспечения. В основном DirectX используется при разработке компьютерных игр и других программ, связанных с компьютерной графикой.

Если компьютерная игра или программа разработана с использованием DirectX, то для ее запуска на компьютере пользователя также должен быть установлен DirectX. Причем той версии, которую требует данная игра или программа. Чаще всего нужная версия DirectX идет в комплекте с программным обеспечением, которое ее использует. Но, иногда пользователям приходится вручную скачивать и устанавливать DirectX.

История DirectX началась осенью 1995 года. Тогда корпорация Microsoft выпустила первую версию DirectX. Первая версия еще не имела современного названия, ее называли просто Windows Game SDK. Данная разработка должна была стать альтернативой открытой графической библиотеке OpenGL, которая на тот момент уже существовала и была включена в состав операционной системы Windows NT.

С того времени DirectX очень активно развивается. Новые версии выходят с завидной регулярностью. С появлением игровой приставки Xbox DirectX 8 стал основной для Xbox API. На данный момент самой новой версией является DirectX 11.1. Данная версия DirectX поддерживается исключительно операционной системой Windows 8.

Для того чтобы узнать какая версия DirectX установленна на вашем компьютере нужно нажать комбинацию клавиш Windows + R и в открывшееся окно ввести команду DXDIAG.

После этого загрузится утилита под названием «Средство диагностики DirectX». С помощью данной программы вы сможете получить основную информацию о системе и версии DirectX.

Что такое DirectX и как он работает


При просмотре характеристик видеокарты мы сталкиваемся с таким понятием, как «Поддержка DirectX». Давайте разберемся, что это такое и для чего нужен DX.

Что такое DirectX

DirectX – совокупность средств (библиотек), которые позволяют программам, в основном компьютерным играм, получать прямой доступ к аппаратным возможностям видеокарты. Это значит, что вся мощь графического чипа может быть использована максимально эффективно, с минимальными задержками и потерями. Такой подход позволяет отрисовывать очень красивую картинку, а значит, разработчики могут создавать более сложную графику. Особенно заметна работа DirectX при добавлении в сцену реалистичных эффектов, таких как дым или туман, взрывы, брызги воды, отражения объектов на различных поверхностях.

Версии DirectX

От редакции к редакции, вместе с аппаратной поддержкой, растут возможности по воспроизведению сложных графических проектов. Повышается детализация мелких объектов, травы, волос, реалистичность теней, снега, воды и многого другого. Даже одна и та же игра может выглядеть по-разному, в зависимости от свежести DX.

Отличия заметны, хоть и не кардинальные. Если игрушка была написана под DX9, то изменения с переходом на новую версию будут минимальными.

На основании сказанного выше можно сделать вывод, что на самом деле, новый DirectX как таковой, слабо влияет на качество картинки, он только позволяет сделать ее лучше и реалистичнее в новых проектах или их модификациях. Каждая новая версия библиотек дает разработчикам возможность добавлять в игры больше визуальной составляющей, не повышая нагрузку на железо, то есть, без снижения производительности. Правда, это не всегда работает так, как было задумано, но оставим это на совести программистов.

Файлы

Файлы DirectX представляют собой документы с расширением dll и располагаются в подпапке «SysWOW64» («System32» для 32-битных систем) системной директории «Windows». Например, d3dx9_36.dll.

Кроме того, модифицированные библиотеки могут поставляться вместе с игрой и находиться в соответствующей папке. Это делается для минимизации проблем с совместимостью версий. Отсутствие необходимых файлов в системе может приводить к ошибкам в играх или вовсе к невозможности их запуска.

Поддержка DirectX графическими адаптерами и ОС

Максимальная поддерживаемая версия компонентов DX зависит от поколения видеокарты — чем новее модель, тем моложе редакция.

Во всех операционных системах Windows уже встроены необходимые библиотеки, и их версия зависит от того, какая ОС используется. В Windows XP может быть установлен DirectX не новее 9.0с, в семерке – 11 и неполная редакция 11.1, в восьмерке – 11.1, в Windows 8.1 – 11.2, в десятке – 11.3 и 12.

Заключение

В рамках данной статьи мы познакомились с DirectX и узнали, для чего нужны эти компоненты. Именно DX позволяет нам наслаждаться любимыми играми с великолепной картинкой и визуальными эффектами, при этом практически не снижая плавность и комфортность геймплея.

Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.

Что такое директ икс: зачем он нужен?

Я снова рад приветствовать своих дорогих читателей. И сегодня у меня для вас приятная новость: я расскажу о том, что такое директ икс. Этот вопрос постоянно возникает на форумах с разной тематикой, среди которых преобладает геймерская.

Там комментарии по этому поводу иногда слишком далеки от истины и могут ввести в заблуждение. Я же постараюсь осветить данную тему с разных сторон. И тогда у вас наверняка сложится более-менее точное понимание.

Начну с названия, которое, по большому счету, ничего не значит. Слово «директ», в английском звучании означает «прямой» или «непосредственный». Нам же ближе и понятнее слова «директория» и, конечно, «директор».

Вот от него и будем отталкиваться, подразумевая, что это «нечто», способное эффективно управлять чем-то сложным. Эта такая аналогия мне пригодится в дальнейшем для объяснения некоторых моментов. Ну а «Икс» – пусть так и остается, неизвестный объектом или именем нашего «менеджера».

Каким вы себе представляете Директ Икс?

Чтобы дальше разобраться с DirectX, я напомню наиболее известную сферу его использования – улучшение графики в играх. И многие при их установке на Виндовс сталкивались с предложением обновить версию ДиректХ. Из этого следует, что предмет нашего интереса это какие-то файлы, скорее всего ПО или база данных.

Так оно и есть. Это и библиотеки данных, и программы, и уникальные алгоритмы и протоколы взаимодействия между кодом и железом, и, в общем, комплекс всего необходимого для оптимизации работы с мультимедийным контентом. В то же время это универсальны продукт, позволяющий взаимодействовать любому ПК с новым ПО. И если полного взаимопонимания не намечается, то современная программа сама предложит компьютеру повысить уровень его компетентности, установив актуальный DirectX.

Но Директ Икс не является драйвером. Это такой программный интерфейс, для взаимодействия приложений. И если создатели нового ПО будут учитывать его требования, то их продукт идеально впишется в существующую систему.

Продвинутые пользователи из моих объяснений наверняка уже поняли что DirectX, это не что иное, как разновидность API (Application Programming Interface). Но я решил растолковать суть, без этого сложного понятия. (Кому это интересно можете почитать соответствующую статью в моем блоге. Там, кстати, я так же сравниваю API с опытным менеджером.)

Бесплатное ПО от Майкрософт? Не без пользы для разработчика

Но теперь углубимся в историю и посмотрим, как Директ Икс удалось стать таким важным компонентом современного ПК. Собственно, это заслуга его создателя, компании Microsoft. Которая в 1995 году при подготовке Windows 95 решила повысить привлекательность новой ОС для разработчиков, предоставив им все необходимое: наиболее эффективные и удобные API инструменты для создания программ и приложений, совместимых с системой и максимально использующих возможности существующего на тот момент железа.

Тогда такое решение получило название Windows Game SDK. Оно не было инновационным, поскольку уже существовал аналог OpenGL. Но Майкрософт сделали собственный бесплатный продукт для своей системы. Что в действительно привлекло разработчиков, позволило повысить качество графического продукта и в итоге поспособствовало дальнейшему успешному продвижению «оконной» ОС. Кроме того сборка Директ является основой для Xbox API, и позволяет создавать игры совместимые с ПК и игровыми приставками.

Конвейер по обработке графики и звука

Справедливости ради стоит отметить, что DirectX действительно оказался прекрасно работающим решением. Это был настоящий Директор, который имел в своем распоряжении:

  • оборудование – компьютерное железо, включающее все его ресурсы (CPU, RAM, GPU, звуковую карту);
  • технологии – алгоритмы обработки данных;
  • материалы – базы данных, библиотеки текстур, готовые эффекты;
  • существующую инфраструктуру – действующую ОС;
  • аппарат управления и инженерную службу – в лице основного модуля API, обеспечивающего взаимодействие.

Разработчику оставалось дать Директору «Х» четко сформулированное задание и предоставить исходные параметры. Например, в определенной сцене игры должен идти дождь, по небу плыть тучи, освещение пасмурное. А на мокрой дороге требовалось изобразить отражения и брызги. Разрешение экрана VGA, HD, FullHD и такие-то параметры сглаживания. Вот и все. Дальше DirectX сам просчитывал все детали и наносил их на исходный кадр, соответствующий сухой погоде. Видеорядом процесс не ограничивался, и к нему добавлялось соответствующее звуковое сопровождение.

Базовые модули DX

По сути Microsoft бесплатно сделало за разработчиков ту работу, для которой требовались немалые кадровые и финансовые ресурсы. А так, используется слаженное взаимодействие реальных компонентов DirectX, обеспечивающих нужный результат:

  • за объемную и двумерную графику соответственно отвечают «3D» и «2D» компоненты;
  • с музыкой и звуком работают модули «Sound» и «Music», а «X Instruments» позволяет программировать музыкальные инструменты;
  • «Play» необходим для синхронизации объектов сетевых игр;
  • обработка команд пользователя, поступающих с контроллеров, мыши или клавиатуры выполняется блоком «Input», а потоковые медиа сигналы обрабатываются «X Media Objects» и транслируются модулем «Show»;

Я преднамеренно сократил обозначения компонентов. Но все их полные наименования включают слово Direct, например «DirectSetup» или «Direct 2D».

Вы можете сказать, ну и что здесь нового, ведь и до появления ДиректХ компьютер мог с помощью графических и звуковых плат обрабатывать медиаконтент. Так-то, оно так. Но только прогресс не стоит на месте. И задача разработчиков ПО и железа постоянно сводилась к тому чтобы успевать предлагать современные решения, поспевая друг за другом.

Вместо разработки ОС проще совершенствовать ее отдельные компоненты. Так DirectX обновлялся почти каждый год. Некоторые его последние версии были просто оптимизацией предыдущих. А другие предоставили совершенно новые возможности, например в 8.0 впервые появилась работа с шейдерами.

Совместимость DirectX и видеокарты – слабое звено любо го ПК

Вполне понятно желание пользователей иметь самый новый DirectX. Но здесь стоит четко понимать, что его разработчики также ориентируются на наиболее актуальные компоненты. Поэтому, чтобы любой Директ Икс работал как положено, он должен поддерживаться тремя «китами»:

  • интегрированной или дискретной видеокартой;
  • операционной системой;
  • устанавливаемым программным обеспечением (игрой);

Новую ОС и вместе с ней медийную API можно установить. Последняя Windows 10 вообще сама предлагает актуальные обновления, среди которых и библиотеки Директ Х. Они так же идут и с играми.

А вот на поддержку DirectX в характеристиках видеокарты никак повлиять нельзя. Можно только уточнить версию, для которой предназначен графический адаптер, посмотрев паспортные характеристики или вызвав «Средство диагностики» с помощью функции «dxdiag» в командной строке. Если вас ситуация не устраивает – видеокарту придется менять.

Я надеюсь что рассказал вам кое-что полезное и заставил по-новому взглянуть на DirectX. Теперь это для вас не просто графическая прослойка между ПК и игрушкой. А неотъемлемый компонент современной операционной системы. Возможно, при покупке или сборке нового компьютера вы уделите ему больше внимания. А пока стоит с огромным уважением относиться к выполняемой им работе.

На этом я говорю вам: «До новых встреч!» и желаю удачи.

Для чего нужен DirectX и что это такое?

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога! В этой публикации я расскажу, что такое DirectX и для чего он нужен, за что отвечает эта технология и где ее скачать. А также, могут ли запускаться игры без данного компонента.

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

Что такое

Многие владельцы ПК и ноутбуков не раз слышали этот термин, скачивали и устанавливали программу на свой компьютер, не особо задумываясь, что это, собственно такое. Сложился стереотип, что DirectX — что-то связанное с играми и только с ними.

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

На самом деле DirectX — комплекс функций, которые помогают решать задачи, связанные с мультимедиа, программированием и разработкой игр.

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

Особенность этого инструмента в том, что работает он только в среде Windows.

Приведу аналогию. Допустим, у вас есть огромная коробка с навороченным конструктором Lego, который состоит из огромного числа деталей. С помощью этих простых деталей вы при наличии фантазии, усидчивости и крепких нервов можете собрать все, что угодно — хоть и чучело слона в натуральный рост.

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

Такими детальками и являются элементы DirectX. Каждая библиотека содержит множество так называемых примитивов — элементарных 3D фигур, из которых разработчик может собрать сложную структуру. Теперь понятно, зачем нужен в играх этот инструментарий: с его помощью создаются все объекты игрового мира.

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

Однако ошибочно полагать, что все, за что отвечает DirectX — это только графика. В его библиотеках есть элементы, которые отвечают за обработку звука, взаимодействие устройств ввода и т. д.

Можно утверждать, что этот инструмент берет на себя часть работы программистов. Им не нужно каждый раз создавать с нуля примитивы и прописывать их взаимодействие: можно воспользоваться готовыми элементами.

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

Более того, в спецификации указано, как именно эти элементы будут взаимодействовать, что еще больше упрощает их использование.

p, blockquote 9,1,0,0,0 —>

Версии DirectX и принцип наследования

Самая старая версия, которая сегодня еще используется — 9. Речь идет о старых «теплых и ламповых» играх, которые перепроходят ностальгирующие геймеры — какие-нибудь «Морровинд» или «Герои 3» никогда не утратят популярности, даже несмотря на откровенно устаревшую графику.10 версия используется в играх чуть поновее. 11 и 12 — в самых современных. «Двенадцатка» на момент написания этого поста является самой свежей версией. О том, как проверить, поддерживает ли видеокарта DirectX, вы можете почитать тут.

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

SDK, то есть набор инструментов, каждой новой версии включает в себя библиотеки и из предыдущих, и обеспечивает их нормальную работу. Если у вас на компе установлен 12‑й Директ, то будут запускаться и игры, использующие 9‑й.

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

Разработку и поддержку библиотек осуществляет компания Microsoft. Скачать установщик можно на их официальном сайте. После запуска программа загрузит на ваш ПК все недостающие компоненты.

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

Можно ли обойтись без DirectX

На платформе Виндовс главный конкурент этой технологии — OpenGL, который имеет аналогичный принцип работы. Проблема в том, что OpenGL поддерживают далеко не все игры, а вот с DirectX они работают без проблем.

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

Если на вашем компьютере нет DirectX, интересующая вас игра не запустится. С большой вероятностью это произойдет и в случае отсутствия одной-единственной библиотеки DLL — «кирпичика», из которых состоит инструментарий DirectX.

p, blockquote 14,0,0,1,0 —>

Отдельно хочу отметить, что некоторые игры требуют наличия библиотек, которые не включены в базовый набор Директа. Чаще всего это «созданные на коленке» моды или клиентские части для пиратских серверов онлайн-игр. Серьезные разработчики в такую «ересь» не впадают, стараясь использовать только базовый набор инструментов.

И если вы столкнулись с ошибкой, когда игра не запускается по причине отсутствия определенной библиотеки DLL, такую проблему устранить очень просто. Достаточно скачать эту библиотеку в интернете и поместить ее в корневую папку игрового клиента.

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

Также для вас будет полезно узнать, как посмотреть параметры видеокарты. Буду признателен, если вы расшарите этот пост в социальных сетях. До скорой встречи!

p, blockquote 17,0,0,0,0 —>

p, blockquote 18,0,0,0,0 —> p, blockquote 19,0,0,0,1 —>

Для чего нужен DirectX

Слово DirectX должно быть знакомо всем, кто использует операционную систему Windows. Особенно это касается любителей поиграть в современные игры на ПК, ведь именно в этом случае данный набор API становится особенно актуальным. Имея устаревшую версию, большинство новых игр просто откажутся запускаться на вашей системе, либо будут иметь весомые ограничения в плане графики и эффектов.

Большинство пользователей Windows имеют только общее представление о том, что такое DirectX. Они знают, что его нужно обязательно обновлять до последней версии, иначе возможны различные проблемы в работе игр и программ. Но как именно он влияет на систему и для чего нужен в операционной среде, понимают не многие.

Функции DirectX

В первую очередь, DirectX — это нечто большее, чем просто одиночная программа, которая нужна для запуска различных приложений. Он состоит из множества элементов, каждый из которых выполняет свою функцию и роль в системе. Буква «X» в слове DirectX как раз символизирует то, что вместо неё может стоять название любого компонента, а «Direct» — это комплексное название набора API. Например, набор включает следующие компоненты:

  • DirectDraw — для обработки 2D-графики;
  • Direct3D — для обработки 3D-графики;
  • DirectSound — для обработки 2D-звука;
  • DirectSound3D — для обработки 3D-звука;
  • DirectMusic — для обработки музыки;
  • DirectPlay — для обработки сети и интернета;
  • DirectWrite — для обработчик шрифтов.

Это далеко не полный перечень компонентов. С выходом каждой версии появляются новые элементы, некоторые дорабатываются с учетом современных технологий, устаревшие и неактуальные удаляются. DirectX был разработан Microsoft, чтобы дать прямой доступ разработчикам программного обеспечения к компьютерному железу внутри оболочки Windows. Вследствие чего разработчики имеют возможность создавать качественную графику и звук, программировать устройства ввода и делать прочие операции, необходимые для создания игр и программ.

Игры и программы

DirectX состоит из важнейшего набора команд, которые необходимы играм и программам для работы со встроенным оборудованием. Именно поэтому игры, требующие DirectX, могут похвастаться высоким уровнем графики, ведь благодаря данному набору инструкций (API) они используют все возможности и мощности вашего компьютерного железа. Кроме того, с помощью языков низкого уровня, программы могут работать с любым системным оборудованием в среде Windows.

Что такое DirectX и для чего он необходим — правильное обновление

Всем доброго времени суток. В этой статье давайте разберёмся, что такое DirectX. для чего он необходим и как происходит его правильное обновление . При установке игр и некоторых программ, для работы с видео. Мастер может попросить также установить какой-то DirectX. Для чего? Зачем? Такие вопросы нередко можно слышать от начинающих пользователей. С осторожностью относящихся к установке программного обеспечение. Назначения которого они не понимают.

Что такое DirectX и для чего он необходим

Так что же такое DirectX и для чего он собственно нужен? DirectX — это среда, позволяющая разработчикам реализовывать различные задачи. DirectX — это универсальная платформа, набор компонентов. Которые необходимы для корректной работы игр и приложений. Говоря ещё проще. DirectX — это прослойка между графической подсистемой компьютера и программным обеспечением.

Хорошо, только вот зачем все эти компоненты выделять в отдельную программу? Разве их нельзя интегрировать, к примеру, в игру? В принципе можно. Но это бы усложнило труд разработчиков. Которые к тому же не имеют общих стандартов в создании подобных инструментов. Благодаря DirectX, разработчикам не нужно создавать сложные функции для обработки многочисленных визуальных эффектов. Которые встречаются в современных играх. Ведь все эти функции уже имеются в DirectX.

История DirectX началась в 1995 году. Именно тогда Microsoft выпустила первую версию этого продукта. Изначально он был нацелен на разработку игр. Но впоследствии стал использоваться и другими типами приложений. За первой версией последовала вторая. За ней третья и так далее. Сегодня последней является версия DirectX 11.2. Выпущенная 21 августа 2013 года. И интегрированная в Windows 8.1. DirectX 12 находится в разработке и будет доступен в релизной версии Windows 10.

Чем отличаются редакции этой платформы? Тем же, чем старая версия любой программы отличается от новой. Более функциональной и соответствующей требованиям пользователя. Если DirectX не обновлять, с воспроизведением новых эффектов в играх могут быть проблемы.

Как узнать версию DirectX

Узнать какая версия DirectX имеется на Вашем компьютере очень просто. Нажмите Win + R (горячие клавиши Windows 7), читаем здесь. В появившемся окошке выполните команду dxdiag.

Будет запущено средство диагностики DirectX. В первой вкладке «Система», Вы увидите текущую версию платформы.

Правильное обновление DirectX

Что касается обновления DirectX, то тут не все так просто. То, какая его версия может быть установлена, напрямую зависит от графической карты и операционной системы. Чем современнее графическая подсистема. Тем более новую редакцию DirectX она поддерживает.

Узнать с какой именно версией DirectX может работать Ваша видеокарта можно на сайте её производителя. Версия ОС также имеет значение. Так, самой последней версией DirectX для Windows 7 и 8 будет являться v11.1. Для Windows 8.1 — v11.2. Для Windows 12 — v12.0. Всё, что сверх этого — от лукавого. Вы не сможете установить DirectX 11.2 на Windows 7. Или DirectX 10 на Windows XP. Как бы Вам того не хотелось.

Правда, есть сайты, на которых предлагаются «комплекты» DirectX 10 или 11 для XP. Всё это сплошной обман. Даже не думайте пользоваться такими пакетами. Если и устанавливать DirectX, то только с официальной странички Microsoft.

Здесь Вам будет предложено не сам DirectX, а новые версии старых библиотек для DirectX. Загружаемых с помощью утилиты dxwebsetup. Брезговать ими не стоит. Они могут понадобиться для правильной работы игр и приложений. Так что смело их устанавливайте. Далее нажимаем кнопку (Отказаться и продолжить).

После того как скачаете установочный файл. Нажмите по нему два раза для установки. Принимаем условия данного соглашения, нажимаем «Далее».

На следующем этапе убираем галку с пункта (Установка панели Bing). Нажимаем «Далее».

После чего начнётся установка новой версии DirectX. У кого установлена Windows 7, как у меня. Откроется окошко с таким сообщением (Более новая версия или эквивалентная версия DirectX уже установлена. Выполнять установку не требуется.) Нажимаем «Готово».

У кого Windows 8 и выше. Начнётся установка новых компонентов DirectX.

И последнее. Помимо самой операционной системы. На доступность DirectX также оказывают системные пакеты обновления. Например, если Вы обновите Vista SP1 до SP2. То поддерживаемая версия DirectX изменится с 10.1 на 11. Так что вовремя обновляйте Вашу Windows — и будет Вам счастье.

Заключение

Пожалуй, это самый правильный и надёжный способ поддерживать платформу DirectX в актуальном состоянии. На этом я буду заканчивать свой пост.

Ссылка на основную публикацию